Командные виды спорта помогают детям справиться с травматичным опытом

Тренировки, усердная работа и получение опыта побед и поражений помогают детям развить устойчивость к жизненным перипетиям. Здоровое тело и физическая активность в целом укрепляют психическое здоровье. Недавнее исследование показывает, что командные виды спорта особенно полезны для детей, у которых есть травматичный опыт.

В исследовании, опубликованном в журнале Американской медицинской ассоциации, было выявлено, что люди, пережившие травматические события в детстве, имели лучшие показатели психического здоровья, если они занимались командными видами спорта в детском и/или подростковом возрасте. Так, люди, имевшие в детстве опыт семейного неблагополучия, которые при этом в подростковом возрасте занимались командными видами спорта, значительно реже страдают тревожным и депрессивным расстройством во взрослом возрасте. На основе данного исследования, специалисты рекомендуют родителям детей, которые подверглись значительному стрессу и травмирующим переживаниям, записывать их в секции любых командных видов спорта, которые для них доступны и нравятся ребёнку.

Командные условия обеспечивают мощную психосоциальную поддержку ребёнку и подростку. Влияние таких занятий на состояние психического здоровья у детей и подростков оказывается выше, чем у индивидуальных видов спорта. Положительный эффект, который был обнаружен в данном исследовании, не связан с продолжительностью или интенсивностью физической активности во время занятий. В ходе исследования отслеживались в том числе и различные семейные условия жизни, а также целый ряд других показателей, включая характеристики личности и уровень интеллектуального развития детей, которые в свою очередь могут влиять состояние ребёнка. Оказалось, что несмотря на все эти различия, командный спорт сам по себе позитивно влияет на психическое здоровье. Командный спорт развивает важнейшую личностную характеристику – психологическую устойчивость, то есть способность противостоять неблагоприятным условиям, быстро восстанавливаться.

Играя в команде, ребёнок и подросток может извлечь для себя множество жизненных уроков: необходимость много и усердно трудиться (тренироваться), счастливый опыт побед и, что еще важнее, горький опыт поражений. Все это позитивно сказывается на социальном и психологическом благополучии детей. В итоге они легче справляются со стрессом в своей жизни, улучшают навыки социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Исследование помогло установить, что участие в командных спортивных играх улучшает самооценку и снижает риск развития депрессивных состояний у детей и подростков.

При этом, специалисты в области спортивной медицины признают, что с одной стороны спорт даёт молодым людям определенные преимущества, а с другой, может быть фактором, из-за которого спортсмену требуется дополнительная психологическая помощь. Преимущества спорта - это обучение тому, как пережить неудачу и восстановиться, как работать в команде, как быть частью чего-то большего. При этом спорт может нести для ребёнка и целый ряд дополнительных потенциальных стрессоров, ведь дети и подростки, которые посещают спортивные секции, имеют все те же возрастные и индивидуальные психологические трудности, что и их ровесники - 8-ми, 12-ти, 16-летние дети, подростки, молодые люди. Так что вопросы психического здоровья должны подниматься и в работе тренера, и во время медицинских обследований, которые проходят спортсмены. Ведь иногда это единственный случай, когда ребенок или подросток посещает врача, а также имеет возможность побеседовать с психологом.

Признаки эмоционального стресса у подростка, занимающегося спортом, могут быть не всегда очень явными. Стресс может проявляться проблемами в учебе или на тренировках (снижением концентрации внимания, отсутствием сосредоточенности, потерей мотивации и т.д.), в общении со сверстниками (например, конфликтами или отдалением от товарищей по команде) или взрослыми (грубостью или игнорированием тренера).

Для того, чтобы помочь ребёнку справляться с эмоциональным стрессом, напряжением, родителям важно научиться самим и научить ребёнка доступным способам самопомощи, например, привычке анализировать и обсуждать в конце дня, что хорошего происходило с ним в течение этого дня. Спортивные игры это ведь, в первую очередь, удовольствие. А как его сохранять? Можно поговорить с ребёнком о его собственных целях в занятии спортом. Лучше начать с себя и сказать, что вы лично очень рады тому, что ребёнок увлекся футболом (волейболом/ баскетболом), и что вам интересно узнать, что именно его в этом увлекает. Сначала ребенок, скорее всего, не даст ответа. Но со временем вы услышите что-то типа: «Мне действительно нравится быть частью команды» или «Мне действительно нравится забивать голы». И тогда вы будете знать о настоящей мотивации вашего ребёнка и вам легче будет её поддерживать.

Вообще, в целом, спорт является не только позитивным, развивающим, но и защитным фактором в жизни детей и подростков. Они нуждаются в заботе, наставничестве и внимании к своему физическому и психическому благополучию, и им нужны такие формы организации их активности, где они получат такую заботу и внимание. Спорт – хороший помощник для семьи в развитии и сохранении здоровья ребёнка.


Записаться на приём

Заказать обратный звонок

Задать вопрос