ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗУМНОМУ ОТНОШЕНИЮ К АВТОРИТЕТНЫМ ВЗРОСЛЫМ
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАЗУМНОМУ ОТНОШЕНИЮ К АВТОРИТЕТНЫМ ВЗРОСЛЫМ
Несмотря на то, что мы хотим, чтобы дети слушались взрослых, мы должны научить их быть внимательными, чтобы защитить их от насилия.

В свете недавних примеров сексуального насилия над детьми в разных странах мира совершенно очевидно, что родители должны учить детей не только уважать авторитетных людей и слушаться их, но и в некоторых случаях ставить под сомнение правильность и безопасность поведения взрослого. Это весьма непростая задача. У детей необходимо развивать способность распознавать сомнительные и опасные ситуации. Взрослые при этом должны чутко реагировать на проблемы, возникающие у детей, для того чтобы защитить их от насилия.

Детей обычно учат не только уважать авторитетных взрослых, но и выполнять их просьбы и требования. При этом мы должны помнить о примерах преступного поведения некоторых людей, которые являются для детей авторитетами. Врачи, тренеры, воспитатели - это всего лишь небольшой перечень авторитетных фигур, доверие и уважение к которым мы поощряем у наших детей. Мы настаиваем на том, чтобы дети и подростки слушались учителей, вожатых в лагере, начальников на рабочем месте, взрослых родственников и друзей семьи, и вообще всех тех, кто обладает авторитетом и властью. Конечно, в подавляющем большинстве случаев взрослым можно и нужно доверять. Однако порой взрослые злоупотребляют или пытаются злоупотреблять доверием тех, кто от них зависит.

Таким образом возникает вопрос: как научить детей доверять взрослым, но в то же время быть способным поставить под сомнение адекватность их поведения и обратиться за помощью?
Во-первых, необходимо признать, что задача это сложная, но совершенно необходимая. Родители в процессе воспитания детей всех возрастов сталкиваются со множеством дилемм и трудных ситуаций. Особенно сложно научить детей тому, что сходные ситуации могут подразумевать очень разные способы поведения. Тем не менее, именно это умение быть гибким помогает детям и подросткам сохранять твердость и уверенность в себе. Развивайте у детей такое гибкое мышление. Говорите им, что есть взрослые с благими намерениями и есть с менее доброжелательными.

Некоторые взрослые могут вести себя странно в силу собственных проблем. Им можно доверять в одних ситуациях и нельзя, когда они будут вести себя ненадлежащим образом в других. Дети должны понимать, что взрослые, имеющие авторитет и власть, не являются априори хорошими или плохими.

Научите детей доверять своей интуиции. Если происходящее кажется неправильным, похоже так оно и есть. Если взрослый просит вашего ребенка поучаствовать в чем-то и сохранить это в тайне от вас, тут наверняка что-то не так. Эту тайну следует рассматривать как сигнал опасности. Взрослые, которые на самом деле руководствуются интересами ребёнка, никогда не будут просить их хранить секреты. Более того, если люди, облеченные властью или авторитетом, угрожают, что в случае раскрытия секрета им или кому-то другому будет причинен вред, это еще более явный признак опасности.

Постарайтесь убедить своих детей в том, что, если они видят сомнительное поведение со стороны любого, включая родственников или близких друзей семьи, вы хотите, чтобы они рассказали об этом вам, и что вы обязательно выслушаете и поддержите их.

Подавляющее большинство детей и подростков боятся довериться родителям. Обычно они напуганы, смущены, находятся в замешательстве. Ну а как же иначе? Представьте себе, как в таких ситуациях должно быть сложно ребёнку! А если ваши дети набираются храбрости, чтобы рассказать вам о неудобной или непристойной ситуации, вы должны проявить уважение и выслушать то, что вам собираются раскрыть. Будьте очень осторожны, чтобы не напугать ребёнка своим чувством гнева. А вы наверняка испытаете и гнев, и ярость, поскольку вы настроены на то, чтобы защитить своего ребёнка. Но ребёнку в первую очередь требуется ваше спокойствие, пока он/она рассказывает, что произошло.

После того, как вы выслушали и поддержали своего ребёнка обсудите с ним/с ней, какими будут следующие шаги. Они могут включать в себя различные действия, в том числе прекращение общения ребёнка с опасным окружением, обращение в полицию, участие в психотерапии. Привлекайте самого ребёнка к процессу принятия решений. И в любых ситуациях серьезно относитесь к своим детям, чтобы обеспечить им необходимую поддержку и защиту!

Made on
Tilda