ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ПРИ КРИЗИСАХ
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ПРИ КРИЗИСАХ
КРИЗИСЫ: КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ?

Все мы сталкиваемся в своей жизни с ситуациями, которые называем кризисными, когда с нами происходит нечто, что ранее не случалось, когда мы попадаем в ситуацию, в которой не знаем, как себя вести или, когда наши жизненные обстоятельства кардинально меняются, а известный нам способ справляться с трудностями почему-то не срабатывает. Люди по-разному пытаются пережить кризис, иногда более успешно, иногда менее. Для того, чтобы помочь себе выбраться из кризиса, надо сначала определить его природу. Проще говоря, выяснить, как получилось так, что человек оказался в эпицентре кризиса.

Дело в том, что кризисы бывают двух условных типов: "внешние" и "внутренние" по отношению к человеку. Первые - "внешние" кризисы - это такие жизненные обстоятельства, события или ситуации, которые происходят в окружающей человека действительности, а он оказывается одним из участников происходящего. В качестве примера можно привести кризисы в семье (расставание, развод, тяжелая болезнь кого-то из родных, утрата, наличие зависимости у близкого человека), на работе (увольнение с работы, перегруженность делами, профессиональное выгорание, невозможность найти работу по призванию), в личной жизни (смена места жительства или круга общения, кардинальное ухудшение материального положения) и другие жизненные обстоятельства, которые ставят перед человеком новые задачи и заставляют жить и действовать по новым правилам. Кризисы второго типа - "внутренние"- представляют собой кардинальные изменения, происходящие с человеком внутри, в его поведении, в мыслях, в эмоциях. Если человеческую жизнь представить в виде лестницы, то такие внутренние кризисы - это переходы от одной ступеньки развития к другой. Такие кризисы еще называют возрастными (кризис трех лет, подростковый кризис, кризис среднего возраста).

Чтобы записаться на консультацию к Елене Хацкелевич Вы можете:


позвонить или написать по номеру +7 (925) 486-72-03 (телефон, WhatsApp, Telegram)

позвонить или написать по номеру +7 (925) 118-98-69 (телефон, WhatsApp, Telegram)

написать на почту t89254867203@gmail.com


и мы с Вами сможем обсудить удобный формат и время консультации.

Длительность консультации - 60 минут.

Стоимость консультации по Zoom (Зум), Skype (Скайп), WhatsApp (Ватсапп), Telegram (телеграм) - 4000 рублей.


ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Важно отметить, что возрастные кризисы неизбежны. С человеком всю жизнь происходят небольшие изменения. Кризис - кульминация таких микроизменений. Во время кризиса происходит обесценивание своего предыдущего опыта, разрушение прежних связей, отказ от прежнего образа жизни. Такое «разрушение прежнего себя» необходимо, потому что новое всегда возникает не рядом со старым, а вместо старого. Новое отношение человека к окружающей его действительности всегда возникает через отрицание своего старого, прежнего отношения, и является необходимым этапом в развитии человека. Поэтому, если в жизни человека наступает внутренний кризис, не нужно этого бояться. Надо вовремя его распознать как начало нового жизненного этапа.

КОГДА ОБЫЧНО ПРОИСХОДЯТ ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ?

Начнем с того, что вообще такое - "возраст"? Сегодня мы сталкиваемся с размыванием возрастных ориентиров. Несколько десятилетий назад такие события, как поступление в школу, вступление в брак, начало работы, завершение трудовой деятельности и выход на пенсию, разделяли взросление на отдельные этапы - возрасты. Эти вехи в жизни человека были относительно универсальны и каждому возрасту приписывался некоторый набор характеристик, требований к человеку. Например, ребенок старше семи лет должен был быть школьником. Если по каким-то причинам этого не происходило, это свидетельствовало о какой-то аномалии (социальной, психологической и т.п.).

Но общество интенсивно развивается, меняется его структура и набор социальных институтов, в которых происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о подростке и о взрослом. В целом развитие идет в сторону все большей индивидуализации. Увеличивается и период взросления, продлевается подростковый возраст. Сегодня возраст начала регулярной работы по профессии и вступления в брак все более отодвигается к рубежу тридцатилетия. Человек все дольше остается «невзрослым». Все эти социальные в своей основе явления делают все менее четкой идею возраста. А значит и возрастные кризисы, которые ранее специалистами обозначались с точностью до года, теперь называются весьма условно (например, кризисы отрочества, кризисы взрослости).

ПРИЗНАКИ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Возрастной кризис характеризуется следующими признаками:

  • кризис возникает незаметно, его начало трудно определить самостоятельно;
  • возможны внезапные острые конфликты с окружающими, обесценивание отношений с ними;
  • болезненные и мучительные переживания, которые могут сопровождаться психосоматическими реакциями;
  • развитие человека как бы временно затухает, приостанавливается (появляются трудности в учёбе, снижается результативность на работе);
  • человек не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде (часто это касается семейных и дружеских взаимоотношений).

ФАЗЫ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Развитие человека в зрелом возрасте зависит от личных обстоятельств его жизни - опыта, рода занятий, семейной ситуации, установок и т.д. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по единому образцу. Но в целом середина жизни всеми людьми проживается как время, когда человек анализирует и переоценивает свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями, для других, напротив, этот процесс может быть болезненным. Индивидуальные варианты протекания кризиса необыкновенно разнообразны, однако любой возрастной кризис протекает в определенной логике.

  • Предкритическая фаза заключается в том, что человеку открывается некоторая «пустота» жизненной ситуации, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе появления у человека идеи о другой, лучшей жизни. Ему внезапно представляется нечто новое, волнующее, ожидающее его в будущем. До этого момента он довольствовался насущными проблемами и их решениями. Вдруг этого оказывается недостаточно. Иное будущее кажется привлекательным, притягивающим.

  • Далее наступает собственно критическая фаза. В этой фазе происходят "пробы": уход с прежней работы, переоценка своей роли в семье, поиск новых увлечений и занятий. Собственно, критическая фаза состоит из трех этапов:

  1. На первом этапе человек делает попытку реализовать идеальные и наивные представления о новой жизни напрямую, что называется, "в лоб". Причем на данном этапе для него важны именно внешне заметные признаки: как он теперь хочет выглядеть, как проводить свободное время, с кем именно и как общаться. Ему пока еще не знакомо содержание этой новой идеальной жизни, а есть только конкретные (подмеченные у других людей) детали нового образа.
  2. Далее наступает этап конфликта. Конфликт позволяет человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл конфликта состоит в том, что человеку наконец удается увидеть реальность ограничений на пути к новому. Выясняется, что только часть из ограничений связана с внешними факторами («старыми» формами взаимоотношений). Другая же часть связана с собственной недостаточностью, неумением, неспособностями.
  3. Третий этап наступает, когда появляется мотивация к изменению себя, чтобы реальные возможности соответствовали желаемым изменениям. На этой фазе предсказуемо снижается самооценка. Это конечно мучительно. Но это однозначный признак полноценной готовности человека к изменениям, это условие для преодоления кризиса.

  • Кризис завершается посткритической фазой, в которой человек создает для себя новую жизненную ситуацию - не формальную, а полноценную. Предпринимаются реальные шаги для осуществления задуманных изменений. Это может быть получение дополнительного образования, смена места работы, кардинальное изменение увлечений, включение в какое-либо общественное/волонтерское движение и т.п. Как следствие, почти всегда происходит смена круга общения.

Это фазы нормально протекающего кризиса. При патологическом течении кризиса может произойти искажение его нормальной динамики, «застревание» на каком-то этапе кризиса и как следствие - деформация нормального развития человека в зрелом возрасте (нарушение характера, невротическое реагирование на стрессы, разрушение необходимых социальных связей и т.п.). Поэтому человеку, переживающему возрастной кризис, всегда оказывается полезным получить хотя бы несколько консультаций психолога. Это важно для того, чтобы проанализировать состояние, в котором он находится, с точки зрения рисков для него самого, его близких и вместе с психологом найти наиболее подходящие способы для воплощения его идеи о новой жизни.

ТРУДНОСТИ С БЛИЗКИМИ

Для близких эти возрастные кризисы оказываются не менее трудными. Человек словно бы ускользает или даже отвечает неожиданной грубостью, а привычные формы общения не оказывают своего действия и не достигают цели. Ситуация выглядит так, как будто люди разговаривали на одном языке и понимали друг друга, но внезапно один из них перестал понимать общий язык и диалог стал невозможен. Трудность испытывают и близкие, и сам человек. При разговоре на разных языках трудно ведь не только тому, кто спрашивает, но и тому, кто отвечает: он говорит, а его не слышат, он просит, а ему не дают и т.п. Ситуация выглядит патовой и одинаково трудна для всех. Оба участника диалога испытывают напряжение из-за невозможности достичь цели или удовлетворить свою потребность.

Во время возрастного кризиса возникает момент, когда человек должен обнаружить для самого себя новые способности, которыми уже скрыто обладает. Он примеривает свою новую способность к реальным жизненным ситуациям: начинает критиковать себя, свою жизнь, жизнь семьи, близких, супругов, детей, родителей, и даже коллег. Он становится этаким критиком-теоретиком, не замечая, что при этом в его жизни ломаются, деформируются его взаимоотношения с близкими, друзьями, семьёй, и коллегами. То есть человек, используя новые возможности, не адекватно оценивает последствия своих действий. Но винить его в этом бессмысленно, так как в этих проявлениях нет никакого злого умысла.

А что обычно делают близкие? Первая реакция близких в любой ситуации непонимания - сказать громче, сделать указание жестче, наказать при невыполнении требуемого, то есть восстановить равновесие привычным способом. А если это не приносит желаемого результата, близкие начинают искать новые способы взаимодействия с человеком, переживающим кризис. Если удается выстроить «понимающие» отношения, то проблемы надолго или совсем уходят. В этом и заключается задача психолога - помочь близким найти формы таких «понимающих» взаимоотношений, научиться анализировать и принимать новое внутреннее содержание человека, переживающего возрастной кризис: его стремление к самостоятельности, зрелости, ощущение себя в новом качестве, поиск нового соотношения свободы и ответственности.

МОЖЕТ ПРОЩЕ НЕ ЗАМЕЧАТЬ КРИЗИС?

На пути выхода из возрастного кризиса человек пытается опробовать себя в новом качестве. Здесь можно провести прямую аналогию с примеркой нового платья. Понравилась новая одежда, человек ее надевает и смотрит, каким он стал - идет ли ему, хорошо ли он выглядит. В таких случаях необходимо «зеркало» - своеобразный ответ на свои действия со стороны окружающих. Вызывающее поведение человека – некое послание, запрос к окружающим с призывом обратить внимание, заметить и оценить. Такая реакция ему необходима, чтобы понять, удалось ли достичь цели, а иначе его действия остаются бессмысленными. Все его попытки обнаружить, проявить свой изменившийся облик остаются без ответа, изменения словно бы и не было. Даже отрицательная реакция, возражение, спор - лучше, чем простое игнорирование. Поэтому важно замечать происходящие с человеком изменения, говорить ему об этом, показывать свои положительные и отрицательные эмоции в ответ на новые формы поведения.

А ЧТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ДЕЛАТЬ БЛИЗКИМ?

Основная задача близких - превратить действия человека, переживающего кризис, в безопасную пробу, дать ему осмыслить и почувствовать все стороны и последствия нового поведения, оказать ему всяческую поддержку. Как обеспечить человеку возможность этих проб? Одной из форм пробы является «проговаривание» ситуации без реального действия. Часто люди в состоянии кризиса бывают достаточно навязчивыми в обсуждении своих требований, желаний, настроений. Такое застревание дает им возможность мысленно воссоздать действие, не претворяя его в реальность. При всей возможной утомительности такого поведения для окружающих подробное обсуждение ситуации весьма полезно, его ни в коем случае не следует пресекать. Участие в таком обсуждении - одна из форм адекватной реакции близких на изменившееся поведение человека. В обсуждении можно проследить всевозможные сценарии того или иного поведения.

Для близких критический период развития человека оказывается кризисом собственной системы взаимоотношений с ним. Этот кризис (внешний для близких) в целом повторяет структуру возрастного кризиса с одним существенным отличием: если сам человек переживает «активный» кризис, то кризис у близких – «реактивный». Человек «сам» разрушает привычные формы общения с близкими, те же реагируют на разрушение, делая попытки сохранить прежний формат. Кроме этого, в поведенческом плане кризис взрослости всегда проявляется весьма разнообразно - так, заметных изменений в поведении может и не быть. Близкие люди при этом могут обнаружить повышенную тревожность, критичность относительно собственных внешних и внутренних достижений, эмоциональную нестабильность, разочарование и т.д. В этом случае человеку также очень важна помощь психолога, потому что для успешного преодоления кризиса обязательно нужно иметь возможность пережить, проговорить, выразить кому-то негативные переживания, мысли, эмоции. Тогда появятся и силы осуществить задуманное!!!

Made on
Tilda