БЕСПОМОЩНЫЕ ДЕТИДети и подростки так называемого «цифрового поколения», к которому относятся люди, родившиеся в интервале с 1996 по 2010 год) растут в мире, где глобальная сеть и непрерывный доступ к информации и технологиям влияют на все сферы их жизни.
Беспрецедентная доступность практически любой информации – это «палка о двух концах». С одной стороны, это возможность связаться со всем миром одним касанием экрана, с другой, это серьёзное препятствие для достижения личного успеха. Соревнуясь по количеству подписчиков в соцсетях, и в то же время испытывая постоянное напряжение в связи с необходимостью нормально учиться в школе, дети постоянно сравнивают себя с окружающими, потому что хотят оставить о себе какой-нибудь след в современном мире. Раньше дети сравнивали себя с теми, кто составлял их непосредственное окружение, в котором они и старались проявлять свои способности и развивать лучшие качества. Сегодня это совсем другая история. Сегодня установка на достижения и демонстрация успешности агрессивно навязывается на общемировом уровне.
Страх неудачи помешал многим представителям этого поколения пробовать себя в новых сферах, ставить и достигать цели, используя свои сильные стороны. Феномен выученной беспомощности, открытый психологом Мартином Селигманом, сейчас как никогда актуален. Согласно его теории, люди ощущают беспомощность как результат потери контроля над собственной жизнью. Дети и подростки убеждены, что они не могут влиять на свою жизнь так, как они хотели бы, и это приводит полному отсутствию мотивации даже пробовать. Чувства беспомощности и безнадежности оказывают сильное влияние на психическое здоровье, приводят к повышению тревоги и появлению признаков депрессии.
Родители подростков этого уязвимого поколения могут помочь своим детям преодолеть чувство беспомощности и вернуть ощущение контроля над собой и своим будущим.
Вот несколько рекомендаций:- Делайте перерывы. Дети и подростки постоянно подвергаются мощной стимуляции нервной системы во время просмотра роликов в социальных сетях, передач, фильмов и во время видеоигр. Кроме того, они могут быть перегружены различными внешкольными занятиями, спортивными тренировками и часами ежедневного выполнения домашней работы. Важно каждый день устраивать перерывы, чтобы дать возможность мозгу и всему организму успокоиться и отдохнуть. Это может быть что-то очень простое, типа спокойно посидеть и подышать в течение 5 минут, или послушать музыку или просто прогуляться. Родители могут помочь тем, что будут не только заставлять ребёнка делать перерывы, но и сами будут делать такие перерывы вместе с ним;
- Включайте разумный скепсис. Часто мы видим информацию о чьих-то достижениях и успехах без единого упоминания о колоссальном труде и терпении, которые потребовались для этого, не говоря уже о каких-либо неудачных попытках и срывах на этом пути. Поскольку социальные сети дают нам возможность делиться позитивными моментами в нашей жизни, это создает иллюзию, что жизнь окружающих нас людей проходит без трудностей и борьбы. Очень полезно периодически разговаривать с ребёнком в открытой и беспристрастной манере о том, что на самом деле скрывается за этим фасадом. Это поможет научиться критически относиться или хотя бы ставить под сомнение мысль о том, что жизнь других людей идеальна и ослепительна;
- Сосредоточьтесь на позитиве. Детям важно напоминать и как бы подытоживать тот позитивный опыт и положительные эмоции, которые случались в течение дня. Как правило, родителю хочется напомнить вовсе не это, а то, что ребёнок, по его мнению, должен по настоящему ценить. Но увы, такое напоминание никак особенно не влияет на развитие у ребёнка чувства благодарности и как следствие, мотивации на новые достижения. Так что вместо этого в разговорах с ребёнком постарайтесь сосредоточиться на позитиве в своей собственной жизни. Расскажите о хороших моментах своего дня – чашка кофе с приятельницей, какое-то удачное дело на работе, поход в спортзал, забавное наблюдение на улице по дороге домой. Затем спросите своего ребенка о позитивных моментах его или ее дня. Также важно создавать позитивные ситуации в течение дня в качестве защиты от стресса и плохого настроения. Помогите ребенку найти время и погулять с друзьями, приготовьте или купите что-нибудь вкусненькое, чтобы помочь пережить трудную неделю в школе (например, когда идут итоговые контрольные), запишитесь вместе на занятия по йоге;
- Делайте небольшие шаги к успеху. Детям трудно выполнять сложные задачи и достигать своих целей из-за страха неудачи, или непонимания, с чего лучше начать, или нежелания вообще заниматься, тем что требуется, вместо того, чтобы играть и отдыхать. Одним из лучших способов повысить шансы ребёнка на успешное будущее является помощь им в выполнении их обязанностей в настоящий момент. Родители могут сделать две важные вещи в этом направлении: во-первых, сосредоточить внимание на усилиях, а не на результатах; и во-вторых, помочь ребенку разбить сложную задачу на несколько этапов, которые не трудно выполнить. Если мечта ребёнка состоит в том, чтобы стать музыкантом, ему требуется помощь в том, чтобы найти в течение дня время для игры на инструменте, если цель – спортивная победа, подростку нужна поддержка в том, чтобы организовать тренировки и распределить нагрузку в течение дня. В любом случае родители могут помочь ребёнку в его первых небольших шагах в сторону большой цели;
- Соблюдайте обязательства. Если ребенок или подросток чувствует себя беспомощным и неспособным преодолеть определенные трудности, то конечно можно избавить его или её от этих неприятных эмоций просто предложив бросить эти занятия. Но этот шаг с ещё большей силой утвердит ребёнка в мысли, что он или она не может добиться успеха. Лучшим способом развивать у ребёнка твердость характера, стойкость и гибкость в решения проблем является поддержка его в том, чтобы выполнять взятые на себя обязательства. Если вы разрешите ребёнку бросить футбол после нескольких тренировок, то это, конечно, вернет спокойствие в ваш дом, но если несмотря ни на что он продолжит заниматься до завершения сезона, он сам будет уверен, что сможет выдержать дискомфорт, разочарование или скуку, и именно это станет отличным опытом для его будущего.
Дети растут в быстро меняющемся мире, полном возможностей и ресурсов. В то же время этот мир постоянно заставляет нас чувствовать себя проигравшими, пока другие побеждают. Помогая ребёнку добиваться небольших успехов своим трудом, родители могут создать прочную основу и более осознанное его отношение к достижению больших целей.