ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ПРИ КОНФЛИКТАХ
ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА ПРИ КОНФЛИКТАХ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Чаще всего люди обращаются к психологу именно в попытке разрешить конфликт. Конфликты неизбежно сопровождают детско-родительские отношения, супружескую жизнь, а также взаимоотношения на работе. А еще черты конфликта можно увидеть и при возрастных кризисах, и при приступах тревоги и страха, и в случае психосоматических расстройств. Конечно между всеми этими конфликтами есть большая разница. В первом случае речь идет о межличностных конфликтах, а во втором - о внутриличностных. Но есть и нечто общее: и в том и в другом случае человеку не хватает собственных ресурсов для того, чтобы разрешить возникший конфликт, и ему требуется помощь психолога.

Чтобы записаться на консультацию к Елене Хацкелевич Вы можете:


позвонить или написать по номеру +7 (925) 486-72-03 (телефон, WhatsApp, Telegram)

позвонить или написать по номеру +7 (925) 118-98-69 (телефон, WhatsApp, Telegram)

написать на почту t89254867203@gmail.com


и мы с Вами сможем обсудить удобный формат и время консультации.

Длительность консультации - 60 минут.

Стоимость консультации по Zoom (Зум), Skype (Скайп), WhatsApp (Ватсапп), Telegram (телеграм) - 4000 рублей.


ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются люди или группы людей, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного человека. Обычно считается, что конфликт — это всегда негативное явление, несущее угрозу, враждебность, обиду, то есть это нечто такое, чего, по возможности, следует избегать. Однако сам по себе конфликт не является злом. Конфликт, как и кризис, может явиться движущей силой развития. Даже при самых лучших взаимоотношениях конфликты не только возможны, но и желательны, поскольку они позволяют людям предельно раскрыть и обозначить окружающим собственные позиции, границы дозволенного. Позитивный смысл конфликта состоит в том, что человеку наконец-таки удается увидеть реальность ограничений на пути к новому.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Во многих статьях по конфликтологии можно прочитать описание различных стратегий поведения: от полного избегания конфликта до сотрудничества. Для того, чтобы разобраться, какую стратегию стоит применить в том или ином случае, полезно посмотреть на схему.

Оказывается, что при выборе (осознанном или неосознанном) той или иной стратегии поведения в конфликте мы исходим из трех факторов:

  • важность наших собственных интересов в данном конфликте;
  • важность для нас интересов другой стороны;
  • важность для нас отношений с данным человеком.

На основе данной схемы мы можем увидеть разные стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегия ухода

Использовать стратегию ухода, избегания — это значит сделать вид, что ничего не произошло. Стратегия избегания полезна, если отношения носят чисто формальный характер. Эта стратегия поможет вам сэкономить время и силы. И это безусловный плюс, если говорить о взаимоотношениях с малознакомыми людьми, которые не представляют для человека важности, ценности. Однако есть и минусы. Они возникают во взаимоотношениях с близкими людьми, которые при этой стратегии не продвигаются дальше, на следующий уровень.

Человек, выбравший этот стиль поведения, не отстаивает своего мнения, но и не способствует выигрышу противоположной стороны. Он либо отказывается вступать в диалог, либо систематически медлит в принятии решений. Из-за этого часто возникают ситуации упущенных возможностей для всех участников.

Стратегия уступки

Это также стремление уйти от конфликта, но по иным причинам. Здесь интересы другого человека значительно важнее своих собственных. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов того, с кем возник конфликт. Эту стратегию мы используем тогда, когда отношения для нас важнее, чем собственные интересы. Или когда мы понимаем, что не правы. Или когда чувствуем, что условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае уступка приводит к временному «перемирию» и служит важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

Стратегия принуждения, борьбы

Выбирая эту стратегию поведения, человек высоко оценивает личные интересы в конфликте, интересы же противоположной стороны не принимаются во внимание. Эта стратегия жестко ориентирована на победу в конфликте, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «цель оправдывает средства». Эта стратегия оправдана в случае, когда необходимо навести порядок ради всеобщего благополучия, когда человек берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков.

Однако при выборе этой стратегии надо помнить, что она эффективна лишь в течение короткого времени. Сторона, которая потерпела поражение, или будет саботировать навязанное ей решение, или вовсе откажется от дальнейшего сотрудничества.

Стратегия компромисса

Компромисс предполагает достижение согласия за счет взаимных уступок. Обе стороны остаются на равных (никто не победил, но никто и не проиграл). Для обеих сторон важно сохранить взаимоотношения, хотя их интересы в результате взаимного компромисса будут удовлетворены не полностью, а только частично. Этому стилю соответствует пословица «лучше синица в руке, чем журавль в небе». Это хороший вариант в том случае, когда остро стоит вопрос времени и достигнуть согласия нужно быстро. Важно, что, в отличие от избегания и принуждения, стратегия компромисса не вредит межличностным отношениям. Правда и идеальным способом разрешения конфликта её тоже назвать нельзя. Она является лишь этапом на пути поиска окончательного решения проблемы.

Стратегия сотрудничества

Это наиболее полное удовлетворение интересов всех конфликтующих сторон. Требует времени и усилий с обеих сторон. Эта стратегия основана на уважении друг к другу и укрепляет взаимоотношения. Являясь одной из самых сложных стратегий, она повышает способность и желание всех участников добиваться общих целей и совместно решать проблемы в будущем. Стратегия сотрудничества направлена на работу с общей проблемой, а не с конфликтом, хотя открыто признает конфликт. Здесь важна установка на прекращение конфликта, готовность к переговорному процессу в случае необходимости и способность всегда предложить несколько альтернативных решений.

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Для того, чтобы эффективно действовать в разного рода конфликтных ситуациях, важно всегда иметь возможность выбора той или иной стратегии. Это означает, что нужно иметь не только теоретическое представление, но и практические навыки применения такого способа поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.

Однако, как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения. Причина тому - индивидуальные особенности личности человека, свойства его характера и темперамента, его собственный опыт конфликтных взаимоотношений в различных сферах жизни, а также установки, которые внушили ему родители, учителя и другие авторитетные и значимые для него люди.

Конфликт – если уж он возник – должен быть использован как инструмент развития, а не разрушения. Для того, чтобы конфликтная ситуация разрешилась по-настоящему позитивно для всех его участников, целесообразным является привлечение психолога для вдумчивой глубокой проработки противоречия, вызвавшего конфликт. Это поможет не просто снять напряженность ситуации, но и позволит действительно избавиться от периодического столкновения с имеющейся проблемой во взаимоотношениях. Психолог для этого может вести работу в разных форматах:

  • индивидуальное консультирование клиента, который является одной из сторон конфликта;
  • параллельное индивидуальное консультирование участников конфликта;
  • совместное консультирование участников конфликта.
Made on
Tilda